«

»

Мар 27

Мастер-класс «Работа по организации НОД по звуковой культуре речи, подготовка к обучению грамоты»

 Подготовила:

 

Воспитатель Зыкова А.С.

 

2016 г.

 

Здравствуйте, уважаемы коллеги. Сегодня я покажу вам мастер-класс по организации НОД по звуковой культуре речи, подготовке к обучению грамоте. Это разделы образовательной области «Речевое развитие». Прежде чем приступать к работе по НОД я рекомендовала бы вам ознакомиться с программой дошкольного образования по этим направлениям.

Итак, начнем со звуковой культурой речи.

Работа по звуковой культуре речи начинается с группы раннего возраста. Давайте ознакомимся с основными целями и задачами по этой возрастной группе (читать программу).

Перед тем как начать работу с детьми над отчетливом произношении глазных и согласных звуков я бы рекомендовала бы вам проводить артикуляционную гимнастику. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности.

Упражнения для артикуляционной гимнастики:

  1. «Окошко». Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться.
  2. «Бегемотик» — Учим широко спокойно открывать и закрывать рот
  3. «Заборчик» ─ попросите малыша улыбнуться, при этом сжать зубы
  4. «Слоник» или «Дудочка» ─ губы сложит в трубочку, зубы сжать.


А сейчас, ребята:  Ой, что-то зашуршало за елочкой. А ну-ка, отгадайте мою загадку:

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. Кто же это? (ежик).

Правильно, ежик. Ежик живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем ежику сказку про язычок?

Жил-был в своем домике Язычок. Покажите свой язычок. Решил язычок погулять: посмотрел, нет ли дождя? (поднять к верхней губе). 0Посмотрел, нет ли луж (опустить к нижней губе). Понравилось язычку на улице и захотелось побегать и поиграть (быстрые и четкие движения вправо и влево) устал язычок и прилег отдохнуть (язычок на нижней губе). Вернулся язычок домой и закрыл дверь.

Ежику очень понравилась сказка, и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте. Ф- Ф- Ф –Ф- Ф- Ф. Давайте все вместе споем.

Когда ежики довольны, то они говорят: «фи-фи-фи», а когда им что-то не нравиться, то они произносят: «фу-фу-фу». Давайте поиграем в игру «накорми ежика». У меня волшебный мешочек, в нем лежат угощения. Вы будете вытаскивать по одному предмету, и мы будем угадывать понравилось угощение ежику или нет – и отвечать фи-фи-фи или фу-фу-фу.

Понравиться ежику это угощение? Как он ответит? (яблоко, гриб, кубик, жук, колесо от машины, желудь).

 

Второй раздел образовательно области «Развитие речи», о котором мы сегодня будем говорить, это подготовка к обучению грамоте. Предлагаю открыть программу и ознакомиться с целями: Дать представление о предложении (без грамматического определения). Упражнять с составлении предложений, членение простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Подготовка к обучению грамоте ведется только в подготовительных группах один раз в неделю.

— Ой, посмотрите, что случилось с девочкой? (она заблудилась в лесу). Скажем вместе со мной.

— посмотрите на клеточки: в них поселились звуки слова АУ, назовите первый звук (А), а какой второй звук (У). Как мы произносим эти звуки (А – широко открываем рот, У – губы трубочкой). Эти звуки гласные (они поются) и мы их будем обозначать кружочками. Запишем наше слово АУ.

-А это кто? (Лиса). Что сделали лиса с колобком? (Ам! И съела).

Скажем слово АМ вместе со мной.

— Посмотрите на схему слова АМ, какой первый звук? (А), как он обозначен и почему? Посмотрите, в каком домике поселился второй звук (М). Как он обозначен? (Полоской – черточкой, так как губы сжаты (М), этот звук не поется – он гласный).

После закрепления понятия гласный и согласный звук мы знакомим детей с звуковым анализом слов из трех звуков. Также с твердыми и мягкими согласными УС – ОСЬ, СЛОН – КОНЬ, на слух и схема.

Затем переходим к анализу слов из двух слогов, и вводим понятие слог и как определить, из скольких слогов состоит слово (хлопки, руку к подбородку).

— что нарисовано? (Луна) Скажем слово по частям ЛУ-НА (Руку к подбородку и прохлопать). В лове ЛУНА две части, эти части называется слоги.

Спасибо за внимание.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>