ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
Многих родителей интересует, как «правильно» выбрать время для чтения, какова должна быть эмоциональная окраска произведения и другие методические аспекты, но такой литературы в магазинах нет. Как выходят из положения взрослые?
Например, в Пермской областной библиотеке разработана программа «Ступени» для детей и их родителей, желающих читать вместе хорошие детские книги и рассматривать в них картинки.
Программа «Ступени» не ограничивается только перечислением и обоснованием достоинств предлагаемых книг. Программа предлагает еще и различные формы работы с каждой конкретной книгой в зависимости от ее жанра, тематики и возрастного адреса (программа состоит из трех частей, обусловленных возрастными рамками: 0-3, 3-5, 5-7 лет).
К сожалению, такие программы, как «Ступени», большая редкость в наших библиотеках. Зато грамотные и опытные библиотекари всегда могут предложить нашим детям те книги, которые им будут действительно интересны, дать консультацию родителям о том, какую книгу лучше взять для ребенка.
В детских библиотеках очень часто организуются досуг, и встречи с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, что тоже вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка — это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Попав в эту волшебную страну книг, ребенок наверняка захочет сам быстрее научиться читать, чтобы можно было одному, без папы и мамы, прийти сюда, выбрать, взять книгу и прочитать ее.
В 90-е годы в Эстонии в городе Силламяэ директор городской библиотеки разработала специальную программу для школьников начальных классов. Программа имела грандиозный успех. В ней говорилось и о дошкольниках 6-7 лет. Однако такие рекомендации обязательно должны идти в параллели с программой воспитания и обучения в детском саду, что невозможно сделать без помощи сотрудников ДОУ.
Поэтому старший воспитатель ДОУ может предложить сотрудникам библиотеки школы объединиться с воспитателями в творческие микрогруппы и разработать методические рекомендации по организации домашнего чтения в каждой возрастной группе воспитанников ДОУ, а затем вынести на обсуждение опыт работы в рамках преемственности.
В определении круга домашнего чтения воспитателям и родителям могут помочь специальные издания, называемые библиографическими справочниками. Вот краткий их список:
- Тимофеев И. Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: РНБ, 2000.
- Писатели нашего детства. 100 имен: Библиографический словарь. В 3 ч. / Под ред. С. И. Самсонова: Сост. Н. П. Ильчук. М.: Либерия, 1998-2000.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература / Авт.-сост. Н. В. Чудакова. Под общ. ред. О. Г. Хинн. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
- Плаванье к далеким берегам: книги для семейного чтения / Под ред. Н. П. Михальской. М., 1997.